Книга Мишин С.А. «Проектный бизнес»

От автора
Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу о проектном бизнесе и управлении проектами. Применение собранных здесь знаний позволит увеличить добавочную стоимость Ваших проектов на 50-100%, сэкономить до 200 часов Вашего рабочего времени в год.
Подобные обещания могут показаться непросчитанной дерзостью или рекламным маневром. Конечно, элемент разумной рекламы в этом есть. Но это лишь часть правды.
Полная правда заключается в существовании большой проблемы — за 15 лет постсоветского времени Россия утратила советскую проектную технологию, но при этом не научилась делать проекты по западным управленческим технологиям, ориентированным на рыночные механизмы. Эффективность российских проектов в несколько раз ниже эффективности проектов, выполняемых на Западе. Средний бюджет наших проектов в десятки раз меньше западных бюджетов. В нашей стране нет масштабных проектов, которые в советское время исчислялись десятками и сотнями.
Причины проблемы, как всегда у нас в России, банальны. Нельзя бездумно копировать западный опыт, нельзя имплантировать на нашу почву лишь обрывки западных технологий!
Секрет решения проблемы, секрет успеха прост. Нужно разумно, на основе здравого смысла адаптировать западную проектную технологию под наши традиции и законы. Адаптация западной технологии, причем комплексная и системная, позволяет нам, здесь в России выполнять проекты с такой же эффективностью, как на Западе.
Именно поэтому, авторские обещания и не дерзость, и не реклама, а всего лишь мой документированный опыт.

Несколько слов о происхождении книги. К настоящему времени существуют десятки книг по управлению проектами. Возможно, в сравнении с ними стиль изложения этой книги окажется неудачным.
Независимо от стилевой оценки, поднимаемые в книге вопросы объективны и актуальны. Моя уверенность основана на пятнадцатилетнем опыте управления проектами, получения знаний и передачи этих знаний своим коллегам. Первым источником моего опыта в управлении проектами стала команда Лужкова, Ресина, с которой судьба познакомила меня в начале 1990-х годов, когда в Москве разворачивалась мощная строительная  программа. Удивительно, но тогда большинство менеджеров этой команды совершенно не знали термин “project management”. Тем не менее, относительно слабое знакомство с западной терминологией не помешало команде, сохраняя лучшие инструменты советской проектной технологии, добиться феноменальных результатов. Суммарный бюджет этой команды — до 10 миллиардов долларов в год — поражает даже по общемировой шкале.

Общение с московской командой раскрыло мне один из основных секретов успеха в проектном бизнесе – управление ритмом. Тема “ритма” высвечивает связь между бизнесом и искусством, прежде всего, коллективным (командным) исполнением музыкальных произведений.

По моему мнению, блестящим и неожиданным примером для менеджера проекта может стать фильм Феллини “Репетиция оркестра”. На языке бизнеса можно сказать: фильм посвящен методам, с помощью
которых дирижер оркестра управляет своей командой.

Наверное, я прочитал большинство книг по управлению проектами, издававшихся до недавнего времени. Книжные знания позволили сформировать общее видение проектного бизнеса. Сильным стимулом
для знакомства с “project management” стала программа “Time Line”.  Сейчас эта программа мало известна, ее место заняла “MS Project”. В компании НК ЮКОС мне удалось ознакомиться с системным подходом к управлению большим холдингом. Компания одной из первых в российской рыночной истории внедрила систему стандартов по корпоративному управлению. В 1998 году в общую систему был включен
и пакет стандартов по управлению проектами.

Совместная работа с британскими коллегами из компаний “Davy Process Technology”, “Woodson Drury”, “Red Box”, “IBSEC”, “John Brown” оказалась результирующим фактором для моего понимания проектного бизнеса. Удачные условия работы, возможность знакомства с внутренними документами этих компаний и, самое главное, с западной практикой позволили увидеть явное несоответствие между большинством российских пособий по управлению проектами и реальными западными методами. Вероятно, именно в этот момент и возникло желание написать книгу о проектном бизнесе применительно к российским условиям.

Книга содержит два стилистически разных раздела: (1) изложение и анализ теории проектного бизнеса, (2) модель проектного бизнеса для российских компаний. В первом разделе используется свободный
стиль изложения. В противоположность первому разделу, второй раздел по формату максимально приближен к формату корпоративных до- кументов, что сделано намеренно — читатель получает возможность
легко трансформировать идеи книги в официальные документы своей компании.

С уважением, С.А. Мишин